Пленэр-путешествие

Для меня пленэр является одним из самых важных этапов творческой жизни.
Во время учебы в
Художественном лицее, пленэры проводились под руководством директора Александра Семеновича Рубцова и преподавателя живописи и рисунка Нинель Вячеславовна Каталиной. Они буквально «заразили» своих студентов пленэром и этот опыт навсегда останется дорогим и важным событием в нашей жизни. Большое место в пленэрной практике занимала работа в заповедных местах Москвы и Подмосковья. Абрамцево, Царицыно, Кусково, Коломенское - места, где работали как знаменитые, так и безвестные русские мастера. Замечательные Московские монастыри: Новодевичий, Свято-Данилов, Донской, Андроников. А сколько удивительных старинных особняков и прекрасных зданий сохранилось до наших дней и мы имеем возможность вдохновляться ими на улицах Москвы. Так художник познает мир, в котором он живет, он открывает его для себя и для других. И мы двигались в этом стремлении и в Санкт-Петербург, и в Суздаль и в Ростов Великий, писали этюды в Угличе, Плесе, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, прикоснулись к Северу России. Мы расширили границы нашего художественного познания, ощутили могучие географические расстояния России.
Уже ушли наши Учителя А. С. Рубцов и Н. В. Каталина. И именно им я посвящаю этот блог Пленер-путешествие. Как писал Александр Семенович в своей работе о пленэрной практике: "Эти дни путешествия-практики останутся в их (лицеистов) памяти на всю жизнь". И это истина. Светлая память...
Немного об истории пленэра.
Пленэр - это живопись на воздухе (франц. plein air, буквально - открытый воздух). Это метод работы в живописи, особенно в написании пейзажей. Живопись в естественных условиях природы, в свето-воздушной среде. Работая над пейзажем непосредственно на улице, мы можем в полной мере передать в картине все богатство изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.
Первым теоретиком по разработке законов пленэрной живописи был
Леон Баттиста Альберти (1404-1472), составивший трактат о перспективе, в котором он во главу угла в живописи ставит вопрос о взаимоотношении света и цвета. Продолжателем теории Альберти в разработке теоретических вопросов был Леонардо да Винчи (1452-1519). В своей «книге о живописи» он определяет систему законов отражения света в природе, в воздушной сфере законов передачи светотеневого и цветового богатства в пейзажной живописи в зависимости от различного состояния воздуха. Учение о рефлексах, эффектах противостояния контрастных цветов входит в общий закон взаимозависимости цветов.
Однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине 19 века.
Разрушая академическую традицию работы над своими произведениями в мастерской, в одно и то же время, при одном и том же освещении, и за большое количество сеансов, художники 19-го века начали выходить работать на пленэр. Если раньше на воздухе могли быть сделаны только быстрые этюды, для уточнения уличного освещения, а потом эти наблюдения использовались в работе над произведением,то теперь пейзажи писались быстро, за один-два сеанса и передавали состояние природы в определенный момент дня и в определенную погоду. Это связано с изменением мировоззрения, с изменением ритма и условий жизни. Люди теперь больше интересуются не отвлеченным идеалами и классическими стандартами, а ценностью преходящего момента, быстротечностью и изменчивостью жизни. Художники непосредственно изучали натуру в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика.
Первыми приверженцами пленэра выступают
Джон Констебл в Великобритании, мастера Барбизонской школы: Руссо, Дюпре, Милле. Такие мотивы сельской местности: леса, луга, реки, стада пишутся с разработкой воздушной среды и цвета, естественного освещения. Появляется правда и безыскусность в пейзажах, новое понимание прекрасного. Продолжают эти традиции Коро, Курбе и Делакруа. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине 19 века, именно тогда термин "пленэр" начинает широко употребляться в творчестве мастеров импрессионизма - К. Моне, К. Писсарро, О.Ренуара и др. Они отказываются от передачи материальности предметов, их пластической четкости. Игнорируя порой рисунок, они сосредоточили внимание на передаче цветом мимолетного впечатления от окружающих предметов, погруженных в воздух.
В русской пейзажной живописи можно проследить развитие пленэрной живописи, начиная с блестящих студий
А. А. Иванова, открытий С. Ф. Щедрина, А. Г. Венецианова и заканчивая именами В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Е. Маковского, А. И. Куинджи, В. Д. Поленова, Ф. Васильева, И. И. Левитана, К. А. Коровина и других.
А. Г. Венецианов призывал учеников изучать природу, опираясь на пластическую анатомию, перспективу, теорию теней, положение солнца, состояние атмосферы. Занятия на пленэре рассматривалась не только как необходимая школа живописного мастерства, но и как средство духовного развития.
В. Г. Перов стремился к сюжетно-тематической направленности этюдов правдиво отражать жизнь.
В. Д. Поленов последователь Барбизонской школы и импрессионистов, сторонник научно обоснованного, пластически осмысленного отношения к натуре.
С. В. Малютин изучал особенности изображения фигуры человека на открытом воздухе при разливном освещении.
А. К. Саврасов формировал в учениках умение передавать в живописи свое эмоциональное, душевное отношение к природе, настроение, состояние природы.
А. А. Иванов опирался на четыре правила Леонардо да Винчи в живописи на пленэре:
  • Правильности освещения, включающей в себя точность передачи пластической формы предмета.
  • Соблюдение линейной и воздушной перспективы, включающей в себя суммарность восприятия дальних предметов, когда удаление предметов почти теряет их материальность.
  • Влияние на их восприятие синих тонов чистого воздуха.
  • Сила отражения, определяющая голубизну воды и усиливающая синеву дальнего берега.
В советское время возрастает воспитательная функция пленэра. До 30-х годов пленэр был не обязателен, И. И. Бродский, директор Академии художеств, в 1934 году ввел обязательную летнюю практику пленэр в учебный процесс.
"Природа - главный учитель художника. Не путешествовать художнику - значит не учиться видеть". (
В. В. Верещагин).
"Есть ли большее наслаждение, чем повесив на плечо этюдник, бродить по проселочным дорогам и тропинкам, по полям, лугам и горам?" (
С. А. Чуйков).
"Пусть никто не сомневается в том, что начало и конец искусства, а также все пути к тому, чтобы стать мастером, должны быть взяты у природы" (Леон Батиста Альберти).

Материалы: "Сборник методических наработок по учебной практике "Пленэр-94" (Авторская разработка РУБЦОВА А.С).
tk75JiCbU-c
Портрет Александра Семеновича Рубцова. Художник П.Ф. Судаков