Псковский этюд

Pskov
В ноябре 2002 года, четыре художника поехали на этюды в Псков на два дня: Анна Доброван, Антон Колтунов, Александр Каштанов и я... Поезд отходит с Ленинградского вокзала. Мы ждем Антона, одной ногой стоя на платформе, а другой в тамбуре поезда. Поезд сейчас тронется, но Антона нет! Я дозваниваюсь ему, он на Комсомольской площади застрял в пробке! «Беги,- кричим мы ему в трубку,- бросай такси и беги»! Поезд задержался на 4 минуты, на четвертой бегущий Антон показался на платформе, как только он запрыгнул, поезд тронутся в ту же секунду! Мы приехали в Псков и на такси доехали до своей замечательной гостиницы. Мы вышли на улицу, чтобы осмотреть город. Это был осенний день, снега еще не было. Поймали такси с просьбой отвезти к Кремлю. За рулем волги сидела полная немолодая женщина, и она вызвалась нам сделать обзорную экскурсию по городу. Она показала нам все! Все прекрасные храмы, которых тут огромное количество. Я с самого детства хорошо изучила эти храмы по фотоальбому «Псков», который был у нас дома. Потом мы изучали их на Истории Искусств. И вот теперь мы их видим собственными глазами!
Храмовая архитектура Пскова очень своеобразна, нигде нет ничего подобного. Cтрогость и благородство форм, северная суровость и аскетизм. Скупой и сдержанный декор выложеных из местного известняка стен, который не полировался и гладко не обтесывался, а просто обмазывался штукатуркой и выбеливался. Для художника это очень живописная натура, т.к. на такой поверхности хорошо играют тени и в разное время суток и года отражаются закаты, рассветы, отражается трава, зимние снега и светлое северное небо. У псковских храмов всегда единственная глава церкви, а звонницы - это отдельно стоящие стены с прорезанными в ней проёмами «под колоколы».
После экскурсии, мы пошли в Псковский Кремль за первым этюдом.

Untitled-2 copy
Этюд почти закончен, уже совсем замерзла.


Untitled-2
Антон забыл этюдник дома! Но художник всегда найдет выход!
Еще и закончил раньше всех!


Untitled-1 copy
Александр всегда живописен!


palitra
Моя палитра.

Как это всегда бывает, даже если на улице не очень холодно, то на этюдах промерзаешь до костей! Так было и в этот раз. После этюдов мы грелись в ресторане Русь во Власьевской башне Псковского кремля. Ужин был ну ооочень вкусный! Совершенно чумовой борщ с пампушками, водочка с соленьями –красота! Все, что нужно промерзшему художнику! В Пскове мы «жировали», в отель, до которого можно было и дойти пешком, поехали на такси.
А на следующий день пришла зима! Выпал снег за одну ночь! И мы пошли смотреть на храмы уже в зимний день.
Untitled-1 copy 3
Вид на Мирожский монастырь.

Основан Мирожский монастырь в ХII веке. Существует предание, что первое заселение Пскова было именно здесь и здесь же останавливалась когда-то княгиня Ольга. Монастырь отделен от крепостной стены рекой Великой, и был открыт для частых в то время вражеских набегов. Тем не менее, каменный собор в честь Преображения Господня (слева), и давший начало монастырю, не только сохранил свои стены, но в нем сохранились почти все фрески, написанные византийскими мастерами, которые были там почти с даты основания.

Untitled-3
Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома.

Именно эту церковь я хотела увидеть больше всего! Самая запоминающаяся церковь Пскова. Это маленькое архитектурное чудо: церкви-близнецы Покрова Богородицы и Рождества Богородицы, одинаковые, крохотные, одноглавые. И только симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене, соединяет их в одно целое. Церковь Покрова Богородицы была построена в 1399 году, и являлась соборным храмом Покровского мужского монастыря. Свою известность Покровский монастырь получил в 1581 году, во время осады Пскова польско-литовскими войсками Стефана Батория. Старцу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма. И действительно, неприятелю удалось почти разрушить Покровскую башню и сделать пролом в крепостной стене. Враг почти ворвался в город, но вдохновленные крестным ходом с иконой "Умиление Божьей Матери" псковичам удалось отбить врага. После снятия осады, благодарные псковичи соорудили рядом с Покровской вторую церковь Рождества Богородицы. Позже, две церкви были соединены в одну, а между ними построена классическая псковская звонница.
И еще одна история связана с этим храмом. До революции в ней находилась чудотворная икона "Образ Богородицы Псково-Покровской". На иконе сохранилась надпись, передающая рассказ старца Дорофея. Она была вывезена немецко-фашистскими оккупантами и обнаружилась только в 1970 году на выставке русских икон в Мюнхене. В 2000 году, икона была символически выкуплена и подарена канцлером Германии Герхардем Шредером Президенту России Владимиру Путину. В 2001 году икона вернулась в Псков и находится в главном храме города -Троицком Соборе. А в церкви Покрова и Рождества от Пролома находится ее список.

Untitled-4 copy
Церковь Старое Вознесение

Untitled-5 copy 3
В Покровской башне.

Untitled-6 copy
Псковский "прихрамовый" кот.

От поездок на этюды остается всегда совсем разное впечатление. Эта поездка была короткой –всего один этюд, и, в то же время, длинной -мы успели увидеть и осенний и зимний Псков. Энергетика этого города- непередаваемо благостная, умиротворяющая и спокойная...
Во второй зимний день, нас охватило настоящее счастье от пребывания в этом городе, от каждого момента, это видно даже на фото, как нам хорошо! Мы лепили снеговика и были счастливы.

Untitled-6 copy 3Untitled-5 copy 2Untitled-6 copy 2

В этот день мы уехали домой в Москву. Спасибо Псков! До новых встреч!

Пленэр-путешествие

Для меня пленэр является одним из самых важных этапов творческой жизни.
Во время учебы в
Художественном лицее, пленэры проводились под руководством директора Александра Семеновича Рубцова и преподавателя живописи и рисунка Нинель Вячеславовна Каталиной. Они буквально «заразили» своих студентов пленэром и этот опыт навсегда останется дорогим и важным событием в нашей жизни. Большое место в пленэрной практике занимала работа в заповедных местах Москвы и Подмосковья. Абрамцево, Царицыно, Кусково, Коломенское - места, где работали как знаменитые, так и безвестные русские мастера. Замечательные Московские монастыри: Новодевичий, Свято-Данилов, Донской, Андроников. А сколько удивительных старинных особняков и прекрасных зданий сохранилось до наших дней и мы имеем возможность вдохновляться ими на улицах Москвы. Так художник познает мир, в котором он живет, он открывает его для себя и для других. И мы двигались в этом стремлении и в Санкт-Петербург, и в Суздаль и в Ростов Великий, писали этюды в Угличе, Плесе, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, прикоснулись к Северу России. Мы расширили границы нашего художественного познания, ощутили могучие географические расстояния России.Читать далее...